Что на самом деле носили казаки

Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков.

Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских  горцев и казаков Терского и Кубанского войск.

Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин. На сегодняшний день существует немало мастерских по пошиву «казачьей мужской справы», которые работают как на территориях исторического проживания терских и кубанских казаков, так и за их пределами.

Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам? Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды? И как на самом деле должна выглядеть черкеска?

В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались, как модницы-казачки, так и щеголи-казаки. «В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» — говорят они, самодовольно улыбаясь про портного, от которого только что принесли черкеску или бешмет» [1]. Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого, темносинего и т.д. «Костюм его (казака — прим.авт.) — белая или желтая черкеска из верблюжьего сукна, род широкого свободного полукафтанья, без воротника, открытый на груди; из под черкески виднеется щегольской бешмет» [2]. Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых — по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.

И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян» [3].

Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей «в количестве 14 штук с каждой стороны» [4], хотя их число могло варьироваться. Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы («декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса» [5]);

ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо («дорогой галунный поясок, переброшенный назад через плечо, дополняет красоту костюма» [5]).

Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.

Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. «Бешмет — вид верхней одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником-стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной»[6]. Бешметы шились из «ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа»[7]. Стеганные на вате бешметы использовались, как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши.

Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли. Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.

Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы: «… под черкеску надевается бешмет; белье составляет ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь — сапоги; прежде казаки носили чувяки, бахилки и ноговицы[8]».

Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи.

Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда. Одной из наиболее грубых ошибок в работе современных мастеров по пошиву бешметов и черкесок, является неверный выбор ткани. Ни черкеска, ни бешмет, ни какой либо другой предмет народного костюма, не может быть сшит из синтетической ткани! Из приведенных выше источников следует, что черкески традиционно шились из сукна, а бешметы из натурального атласа, ситца, рипса и других не синтетических тканей. Синтетика для народной одежды не приемлема и противоестественна.

Черкески из габардина и бешметы из недорого низкокачественного атласа выглядят бутафорски. Из-за неверного кроя и неправильно подобранной ткани ни черкеска, ни бешмет не сидят по фигуре мужчины, как влитые, а, напротив, висят мешковато; кроме того, материал в таких случаях зачастую начинает «пузыриться». Не менее бутафорски и нелепо на национальной одежде выглядит тесьма или нашитые полосы синтетической ткани, вероятно, имитирующие галунный шнур.

Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.

Ответить утвердительно на вопросы, заданные в начале статьи, при таком положении дел нельзя. Культура ношения и пошива казачьей одежды в наши дни практически утрачена, а продукция, производимая подавляющим большинством мастерских, не соответствует тому уровню, который задали когда-то наши предки. Массовому производству недоброкачественной национальной одежды сегодня противостоят немногочисленные очаги народной культуры в лице отдельных мастеров или ателье, которые в своей работе ориентируются на бесценный опыт казаков прошлых поколений.

Автор: Екатерина Гобозова, искусствовед.

Используемая литература:

1 — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.

2 — А.Беляев, Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном, 1805-1850 гг. СПб, 1882 год.

3 — Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX в.в., 1989 год.

4 — М. Абрамчик, Справа казака. К дедам на экзамен. Краснодар: Гиппогриф, 2014 год.

5 — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.

6 — Т.С. Безусько. Кавказ — моя Родина. (Быт и культура майкопских казаков). Исторические очерки., 2001 год.

7 — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.7. Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутовой, 1889 год.

8 — Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.3. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней. — Учит. Баталпашинского городского училища Е. Передпольский, 1883 год.

Источник: https://светстаниц.рф

Поделиться
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Следите за нами в социальных сетях.